День в истории - 28 марта

1954 год. На глазах у шестидесяти тысяч болельщиков был заложен первый символический камень новой арены, за которым наблюдали президент Гражданского Правительства Фелипе Аседо Колунга и архиепископ Барселоны Грегорио Модрего.
Со дня этого события прошло 70 лет
1 из 2
Главная страница    Карта сайта    Твиттер сайта    Фейсбук сайта    Группа сайта ВКонтакте    Новости в формате RSS
Запомнить меня Регистрация Настройки
  МЕНЮ  
     
 
СООБЩИТЬ ОБ ОШИБКЕ
Выделите ее и нажмите здесь
 
  ПАРТНЕРЫ  
     
  #BARCAFEST  
     
  РЕКЛАМА  
     
     
"Молодой папа", "Марадона" и еще 8 необычных фильмов о футболе

     Кино о футболе и футбол в кино — не одно и то же. "БИЗНЕС Online" рассказывает о фильмах, где игра №1 является не главным лейтмотивом, но важным штрихом.

     "МОЛОДОСТЬ"

     Режиссер: Паоло Соррентино

     Год: 2015

     О чем? Внезапно — о старости. Да, гениальный Паоло Соррентино обожает подобные трюки. С каждым его фильмом центральный персонаж становится все старее. Нет, не старше, а именно старее — Соррентино как никто другой поэтизирует закат жизни. Логично, что главную роль в "Молодости" исполнил сменивший девятый десяток Майкл Китон. Действие же происходит на альпийском курорте, где весомую часть отдыхающих составляет увядающая творческая элита. За их разговорами о прошлом, современных нравах и высоком проходит основная часть экранного времени. Скучно? Отнюдь. Взявший прошлым шедевром — "Великой красотой" — премию "Оскар" режиссер лучше всех современников сочетает драму с комедией, вероломно похищая зрительское внимание на пару часов.

     Причем тут футбол? Фильм пестр на меткие образы. Один узнаваем с первых секунд. В кудрявом татуированном еле передвигающим ноги старике трудно не распознать оммаж на Диего Марадону. Да, он здесь даже не на втором, а на двадцатом плане, однако и ему Соррентино смог уделить достаточно внимания. Утрировав персонажа ("Диего" здесь практически не расстается с дыхательным аппаратом и не может лечь без помощи персонала) и обделив его репликами, режиссер тонко показал, насколько грустно бывает наблюдать за стареющим кумиром. Оживает "Марадона" лишь услышав слово "левша", чтобы удивить собеседников фактом: "Я тоже левша!". На что моментально услышит ответ: "Да весь гребаный мир знает, что вы левша!". Все было бы в разы банальнее, если бы Соррентино не додумался поместить на его толстенную спину татуировку Карла Маркса. Марадона, как известно, левша во всех смыслах.

     "МОЛОДОЙ ПАПА"

     Режиссер: Паоло Соррентино

     Год: 2016

     О чем? О том, что стало бы с католическим миром, если бы его лидером стал убежденный консерватор с тяжелым прошлым и диктаторскими замашками, который вдобавок не очень-то верит в Бога. Папа здесь, несмотря на имя режиссера, действительно молодой — лучшая роль в карьере Джуда Лоу. Помимо потрясающей иронии и эпатажа, в сериале бесчисленное количество увесистых смысловых пластов. Религия, власть, любовь, детские травмы, насилие, фанатизм, гомосексуализм, геополитика — цитаты персонажей обо всем этом уже скоро оккупируют статусы ваших друзей в соцсетях. Если коротко: "Молодой папа" — лучший сериал года. Ну где вы еще увидите прыгающего по садам Ватикана кенгуру и играющих в футбол монашек, исполняющих финт "радуга"?

     Причем тут футбол? "Вчера владелец ресторана заявил мне, что Марадона все еще на наркотиках. Я сказал ему: "Ты, кусок дерьма, не смей поминать господа всуе". Примерно так рассуждает кардинал Войелло о своих религиозных взглядах. Кардинал он, конечно же, серый — настоящий кукловод, долгие годы манипулирующий Папами и коллегами. Религия для него давно стала политикой, а страстно верит он только в любимый "Наполи". Например, вот так, по его словам, выглядит подлинная святая троица:

     

     Помимо дизайна телефонов фанатизм Войелло выражается в речи. Всем гостям он рассказывает о божественной команде из Неаполя, а его любимая поговорка — "Святая Пипита!" (на момент съемок сериала Гонсало Игуаин еще не стал Иудой). Но и здесь все одной лишь иронией не ограничивается. Самая фамилия позаимствовано Соррентино у старого титульного спонсора "Наполи", а трагическая кульминация в сюжете стартует с плана грустного кардинала в форме любимой команды на фоне голоса комментатора о разгромном поражении Пипиты и Ко.

     "Наполи" и Марадона фигурируют в двух фильмах Соррентино неспроста. Он, как и исполнитель роли Войелло, действительно фанат неаполитанцев. Более того, "адзурри" спасли будущем режиссеру жизнь: в 16 лет Паоло уговорил родителей отпустить его из загородного дома на матч любимой команды, а вернувшись он узнал, что его родители мертвы — задохнулись во сне из-за утечки газа. С тех пор он откровенно заявляет, что считает Марадону своим спасителем.

     "ГАРПАСТУМ"

     Режиссер: Алексей Герман-младший

     Год: 2005

     О чем? О непростой жизни молодых людей в эпоху перемен. 1914 год, вот-вот начнется Первая мировая война. Совсем скоро игры в футбол и посиделки с поэтами для братьев Андрея и Николая сменяться сражениями, голодом и смертями близких. Отличный фильм от одного из главных представителей отечественного авторского кино Алексея Германа-младшего, с дебютом в по-настоящему большом кино главного сегодняшнего российского актера — Данилы Козловского.

     Причем тут футбол? Гарпастум — это такая древнеримская игра в мяч, прародительница футбола. Он здесь служит основным фоном повествования: отец Андрея и Дмитрия поставил на российских олимпийцев в игре против немцев и разорился после невообразимого поражения — 0:16, сами братья пытаются попасть в новые футбольные команды, но в итоге им приходится создавать свою и строить поле. Завершается фильм тоже игрой в мяч, но уже при совсем иных обстоятельствах. "Гарпастум" — отличное напоминание о том, что футбол в России был популярен еще до братьев Старостиных, пусть с них и списывались образы главных героев.

     "ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ"

     Режиссер: Мартин МакДона

     Год: 2007

     О чем? Уже классическая комедия Мартин МакДоны. На его фильмах смело можно ставить знак TM — настолько они самобытны и узнаваемы. Комедия, разумеется, черная и криминальная. И постепенно скатывающаяся в трагедию. В ситуации, когда главные персонажи — наемные убийцы, иначе быть не может. Но, будьте уверены, увесистая порция отменных западающих в память шуток на фоне пейзажей "сраного" Брюгге вам обеспечена.

     Причем тут футбол? Из-за одной сцены, которая ушла в фольклор и навеки прилипла к "Тоттенхэму". Бедняги второй сезон пытаются прыгнуть выше головы, чтобы опровергнуть шикарное сравнение из знаменитого диалога.

     

     "РОК-Н-РОЛЬЩИК"

     Режиссер: Гай Ричи

     Год: 2008

     О чем? Этот классик британских криминальных комедий вам точно знаком лучше. "Рок-н-рольщик" к просмотру обязателен хотя бы потому, что это последний настоящий фильм Гая Ричи. Того безбашенного режиссера, запустившего кинокарьеру Винни Джонса и превратившего Брэда Питта в убедительного полубомжа, не стало в 2009-м, когда он окунулся в голливудские блокбастеры. Но за год до этого он успел снять фильм, где есть все, что мы любим: драйвовая съемка, разошедшаяся по всем плеерам музыка, туповатые воришки, харизматичные бандиты-главные герои, неубиваемая русская мафия и море поэтичного мата. Черт, да у Ричи даже Том Харди убедительно играет гея — о чем еще можно говорить.

     Причем тут футбол? Его так сразу и не найдешь. Футбол здесь представлен в виде одного персонажа-пародии. Любая бабушка, ругающая олигархов за повышение налогов, распознает в Юрии Омовиче Романа Абрамовича. Щетина, характерный взгляд, яхты и пуловер на плечах — блестящая карикатура. Когда же Омович принимает одну из криминальных шишек на стадионе, ироничное высказывание Ричи о заполонивших Лондон русских олигархов из межстрочного превращается в кричащий тезис. А вот футбол тут как раз между строк, хоть и под очень интересным углом.

     "ПРОКЛЯТЫЙ ЮНАЙТЕД"

     Режиссер: Том Хупер

     Год: 2009

     О чем? А этот фильм вы найдете в любой подборке кино о футболе. Но я настаиваю, что он о личности, а не о самой игре. "Проклятый Юнайтед" даже не спортивная, а обычная человеческая драма. О том, как тяжело и полезно потерпеть крах, едва преуспев в своей карьере. Недаром ленту поставил Тому Хупер, который следующим же фильмом ("Король говорит!") возьмет главный "Оскар".

     Причем тут футбол? Фильм о Брайане Клафе. Легендарная личность, заслуживающая множество памятников в искусстве. Но самый яркий, так уж вышло, рассказывает о провале. 44 дня в "Лидс Юнайтед" стали кошмаром для вчерашнего триумфатора лиги и еще очень молодого тренера. Блистательно вжившийся в роль Майкл Шин и режиссерский талант Хупера расширяют аудиторию картины далеко за пределы субкультуры футбольных болельщиков.

     "В ПОИСКАХ ЭРИКА"

     Режиссер: Кен Лоуч

     Год: 2009

     О чем? Многие знают, что по завершении карьеры Эрик Кантона стал актером. Но вряд ли те же многие смотрели единственный хороший фильм с его участием. А Эрику всего-то и понадобилось, что сыграть самого себя. Великий классик остросоциального кино и коллекционер золотых пальмовых ветвей Кен Лоуч раскрыл актерский талант футболиста и едва не взял с фильмом очередной каннский приз. Душещипательная, но одновременно жизнерадостная картина о простом почтальоне пронимает даже тех, кто не видел ни стоячего воротника, ни неподражаемого дриблинга, ни каратистских прыжков на трибуну.

     Причем тут футбол? В центре сюжета болельщик "Манчестер Юнайтед". Он переживает серьезную депрессию (точно не из-за результатов клуба) и не знает, как совладать с ней. Решение возникает само по себе — в видениях к Эрику приходит его кумир-тезка Кантона, чтобы давать важные советы. Философ — даже более явное амплуа для бывшей семерки "МЮ", чем нападающий. На съемочной площадке достаточно было оставаться самим собой, чтобы научить зрителя сокращать воображаемую дистанцию между собой и своим идеалом.

     "ЗИДАН: ПОРТРЕТ 21-ГО ВЕКА"

     Режиссер: Дуглас Гордон, Филипп Паррено

     Год: 2006

     О чем? 23 апреля 2005 года во время матча "Реал" — "Вильярреал" на "Сантьяго Бернабеу" было установлено 17 дополнительных камер. Все они следили за Зинедином Зиданом. Никто из футболистов не удостаивался подобной чести. Фильм, полностью состоящий из движений одного человека, с периодическим включением его же закадрового голоса. Осторожно: у всех французов и болельщиков "Реала" монитор может замироточить.

     Причем тут футбол? Кхм… Кроме футбола там ничего и нет. Фильм здесь из-за своей необычности и художественной ценности. Идея и исполнение действительно потрясающие. Наблюдать, как Зидан бегает трусцой, иногда ускоряется, общается с судьями, пьет воду и т.д. абсолютно не скучно. Проникаешься величием. Тому способствуют сочная съемка и космический саундтрек от великих Mogwai.

     "МАРАДОНА"

     Режиссер: Эмир Кустурица

     Год: 2008

     О чем? В мировом прокате фильм называется "Марадона Эмира Кустурицы". И это гораздо точнее. Формат беседы двух масштабных личностей — одно из самых увлекательных зрелищ, за котором можно наблюдать бесконечно (вспомнить хотя бы знаменитое интервью Уильяма Берроуза с Дэвидом Боуи). Чем дальше за этим наблюдаешь, тем больше осознаешь, насколько похожи эти два "революционера", а к концу тяжело разобрать, кто кем больше восторгается. Превратив документалку о величайшем футболисте в обычный поход в гости, Эмир Кустурица гораздо лучше раскрыл личность Диего и обошел банальные сюжеты, не упустив при этом основные жизненные вехи. Универсальное кино, одинаково интересное, что поклонникам таланта Марадоны, что придирчивым критикам.

     Причем тут футбол? Конечно, не обошлось без нарезок голов, обсуждения "руки Бога", посещения церкви Марадоны (да, такая, правда, есть), но футбол здесь все же не на первом плане. Кустурица сконцентрировал внимание на социально-политической стороне игры. Голы англичанам сразу же раскрылись как месть за Фолклендскую войну, а разговор постепенно ушел в общую ненависть к западному капитализму. Бомбежка Югославии, виденная глазами Кустурицы, здесь рифмуется с вечным протестом Марадоны, который он выражал сначала на поле, а позже и за его пределами дружбой с Фиделем Кастро и Уго Чавесом. Тут же всплывает тема наркотиков, семьи и родины. Таким ярчайшую личность в истории футбола вы не видели никогда. Просто потому что эффект присутствия во время просмотра мощнейший. Необъяснимая магия таланта Кустурицы подарила нам возможность полуторачасового общения с футбольным богом.

     "ДВА ЭСКОБАРА"

     Режиссер: Джефф Цимбалист, Майкл Цимбалист

     Год: 2010

     О чем? Столь же нестандартная документалка здорово рифмуется с прошлым примером. Здесь известные личности, конечно же, не общаются, но параллели, проведенные между ними, пробирают до мурашек. Пабло Эскобара, если вы вдруг не знали, то точно узнали благодаря отличному сериалу "Нарко". Про Андреаса Эскобара написано столько, что повторяться — моветон. Судьбы двух столь разных однофамильцев на фоне лихих колумбийских 90-х приобретают множество пронзительных состыковок.

     Причем тут футбол? Влияние самого известного в истории наркобарона распространялась в Колумбии на все области жизни. Футбол — один из самых явных примеров. Тем более, когда выросло такое талантливое поколение. На ЧМ-1994 поедет один из сильнейших за долгое время составов с бойким капитаном-однофамильцем. Но этого Пабло уже не увидит. И не узнает, какой трагедией все завершится для Андреаса, тяжело расплатившегося за и без того болезненные ошибки на поле. Один Эскобар запустил порочный круг, на другом он замкнулся. Увы, но футбол — это не только мир fair play, веселых болельщиков и красивых шоу. Его темную сторону как нельзя хорошо передали в фильме о двух таких разных, но таких похожих Эскобаров.

Теги:

Диего Марадона Манчестер Юнайтед Наполи Реал Мадрид Тоттенхэм

Остальные теги: Маркетинг

Дата: 17.01.2017

Источник: БИЗНЕС

Выложил: Mix

Оригинальная ссылка