Здесь хочу написать про, так скажем, финансовые дела Барсы и про сосиос.
Представитель каталонского клуба еще в конце ноября объявил, что финансовый кризис, который, несомненно, повлияет на дела Барселоны, команда сможет пережить без особых проблем. Да, некоторые бизнес-аспекты пострадают, однако телевизионные права и спонсорский контракт с Nike подписаны, и это поможет Барсе продержаться в трудные времена. Более того, уже в начале декабря Барселона завершила выплату кредита по реструктурированному долгу — в общей сложности около 190 млн. евро. Вот так! В чем же секрет?
Структура Барселоны сложилась много лет назад. Все началось с первого президента Барсы Жоана Гампера в 1908 году. Клуб тогда был на грани краха, финансовое положение его резко ухудшилось. Уже в 1909-м первый президент помог команде приобрести собственный стадион. Но главное — Гампер начал кампанию по увеличению количества членов клуба (сосиос), и к 1922 году их число превысило 10 тысяч. На начало 2007 года их было 155 тысяч (больше только у португальской Бенфики: на начало этого года — 160,398 тысячи, у Реала сосиос "только" 105 тысяч). В будущем сезоне, однако, каталонский клуб будут поддерживать уже 163 тысячи зарегистрированных членов клуба (так, во всяком случае, обещает его руководство). Одним из сосиос Барселоны в свое время был и Иоанн Павел II, да и, между прочим, бывший тренер Реала Бернд Шустер, который этот факт признает. Более того, он до сих пор платит членские взносы и имеет право голоса на выборах президента клуба и при принятии других решений (Шустер, как известно, в 1980-е годы защищал цвета сине-гранатовых).
Кстати, о взносах. Барселона является общественной организацией, клуб принадлежит сосиос и ими же управляется. Исполнительное руководство осуществляется членами клуба общим голосованием. Избранный президент формирует совет директоров, но его в любой момент могут отправить в отставку те же члены клуба. Стать сосио можно даже через интернет, если вы поклонник сине-гранатовых и готовы платить ежегодно взнос в 155 евро. Путем весьма простого подсчета можно понять, откуда в клубном бюджете ежегодно появляются более 20 млн. евро. В следующем году сумма членских взносов составит уже более 24 млн.
The Big Challenge – это, собственно, программа по увеличению количества сосиос и доходов, которую клуб запустил еще в 2003 году. Являясь общественной организацией, Барселона, кстати, не обязана распределять прибыль среди акционеров. Деньги реинвестируются в основную деятельность и используются для финансирования прочих обязательств. К слову, прошлый сезон Барса пятый год подряд завершила с прибылью, несмотря на то, что не завоевала ни одного трофея. Вице-президент клуба по финансам Ферран Сориано рассказал, что общий доход клуба за прошлый сезон составил 10,1 млн. евро, а бюджет —300 млн. евро.
Теперь о ценах на абонементы. Во-первых, нужно отметить, что их у клуба расходится за сезон более 80 тыс. Самый дорогой стоит 900 евро.
Интересная деталь: держатели абонементов Барселоны не всегда посещают все игры, и на этот случай внедрена система перепродажи билетов на отдельные матчи. Такая схема позволяет реализовывать несколько тысяч билетов на каждый матч сверх нормы, при этом клуб получает 50% от стоимости таких "сверхплановых" билетов. Клубу удалось увеличить доходы, приносимые стадионом,— в последних сезонах они стабильно превышают 20 млн. евро. Помимо футбольных матчей на стадионе проводят конференции, презентации, выставки, концерты и другие мероприятия. Логично, что в клубе задумались об увеличении стадиона (сегодня Камп-Ноу вмещает 98 787 человек).
Выручка от продажи медиаправ у Барсы, по данным Deloitte, в сезоне-2005/06 составила 94. млн евро. У клуба действующий еще один сезон контракт с Television de Catalunya, по которому клуб получает 54. млн евро в год за право трансляции игр. Продаются и отдельные матчи. Начиная с этого сезона клуб получит от Mediapro минимум 750. млн евро, но срок действия контракта не назван (за предыдущие два сезона команда получила от компании 250 млн. евро). А есть еще и канал Barca TV, в базе его подписчиков более 25 тысяч человек. Проект приносит хорошую прибыль.
Поступления от спонсоров и от продажи атрибутики составили в прошлом сезоне 88 млн. евро. Напомню еще раз, титульного спонсора у клуба нет, а ЮНИСЕФу доплачивает сам клуб. По пятилетнему соглашению Барса отчисляет в пользу детского фонда ООН 0,7% от оборота клуба. В прошлом году он составил 290 млн. евро. К 2010 году его планируется увеличить до 400 млн. евро и расплатиться по долгам. Вообще с Барсой на обычных условиях сотрудничать сложно. Вот, например, сотрудничество с Nike существенно отличается от традиционных контрактов о техническом спонсорстве. Nike, кроме всего прочего, управляет всеми операциями по продаже клубной атрибутики команды (но получает 50% прибыли). По данным Deloitte, Барса ежегодно получает от компании около 30 млн. евро. Коммерческими партнерами сине-гранатовых являются также Coca-Cola, Audi, Estrella Damm, La Caixa. |